Главная » Статьи » Корабли |
Фрегат |
Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами. Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался для дальней разведки и крейсерской службы, то есть как действий в интересах линейного флота[1], так и самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью захвата или уничтожения торговых судов противника. В этом смысле фрегаты следует рассматривать как предшественники современных крейсеров.Содержание [убрать] Парусные фрегаты Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с 20 века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям. Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18 фунтовых пушек на одной орудийной палубе. Меньшие корабли, не имевшие ни одной батарейной палубы, к фрегатам не относились. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли, и после наполеоновских войн они достигали 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и в XIX веке получили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Подобно нынешним эсминцам, фрегаты являлись наиболее загруженным типом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными кораблями для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Капризница) в 1766—1769, а знаменитый фрегат «Паллада», на котором в 1855 году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в 1832 году как личная яхта императора Николая I. В британском Королевском Флоте, который имел, по многим свидетельствам, самое большое число фрегатов в мире, они имели ранги с четвёртого по шестой. [править] Паровые фрегаты Вымышленный пароходо-фрегат КСШ «Авраам Линкольн» из романа Жюля Верна «Двадцать тысяч льё под водой» С распространением в первой половине XIX века паровых судов, класс фрегатов начал претерпевать заметные изменения. К середине столетия большинство флотов мира уже широко применяло так называемые пароходо-фрегаты, вариант классического фрегата, оснащённый паровой машиной и гребными колёсами. Наличие колёс по бортам корабля мешало размещению артиллерии, и потому дальнейшая эволюция класса фрегатов пошла двумя различными путями. Одним из этих путей стало постепенное усиление бронирования и уменьшение числа орудий, совпавшее с изобретением в середине XIX века башенной установки орудий. Массивные башни, в которых устанавливалось одно-два тяжёлых орудия, и широкое распространение изобретённой примерно в это же время железной брони привело к сильному росту водоизмещения кораблей. Некоторые линейные корабли превратили во фрегаты, снеся две верхние палубы и навесив броню. Фактически, несмотря на единственную орудийную палубу и малое число орудий, это были уже не фрегаты, а броненосцы, хотя они продолжали сохранять своё название до последней трети XIX столетия. Другой путь был связан с изобретением винтового привода, позволившего избавиться от громоздких и неэффективных колёс, сохранив основной тактический признак фрегатов — скорость и возможность самостоятельных действий. Дальнейшая эволюция этого класса, вызванная всё новыми усовершенствованиями в вооружении и бронировании, привела к возникновению современных крейсеров. Поскольку термин «фрегат» в те времена всё ещё относился к тяжёлым броненосным пароходофрегатам, предкам последовавших затем броненосцев, этот «старый новый» класс, занявший место старых фрегатов, был назван новым термином, происходящим от голландского слова «Kruiser» (тот, что пересекает). [править] Современные фрегаты СКР проекта 11540 «Неустрашимый», фрегат по западной классификации. Во время Второй мировой войны термин «фрегат» стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей более лёгких, чем эсминец, но более тяжёлых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, неприспособленных к постройке тяжёлых военных кораблей. В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого флот США перешёл на британскую классификацию. В советском и российском флоте корабли подобного типа назывались просто противолодочными и сторожевыми в зависимости от предназначения, дальности хода и вооружения. Однако, в связи с изменениями в военной доктрине в настоящее время на флоте происходит своего рода «ползучая» переклассификация, в особенности в отношении новых классов. Так, проект 22350 (головной корабль — «Адмирал Горшков») во всех источниках уверенно именуется фрегатом. [править] Фрегаты в России В 1805 в России вводится ранг 44-пушечных фрегатов. Русские 44-пушечные фрегаты строились со сплошной палубой в отличие от фрегатов XVIII века, у которых закрытыми были носовая и кормовая оконечности, а средняя часть верхней палубы оставалась открытой. В числе этих фрегатов был прославившийся в 1854 при обороне Петропавловска-Камчатского фрегат Аврора, построенный в 1833—1835 в Санкт-Петербурге на Охтинской верфи. В дальнейшем, в русском флоте, как и в остальных флотах мира, термин «фрегат» вышел из употребления. В советском флоте подобного класса не существовало, в связи с неортодоксальной системой классификации кораблей, когда схожие по параметрам и конструкции корабли часто относились к разным классам в зависимости от их предназначения. В последнее время, однако, отмечены признаки возвращения к общепринятой в мире системе. |
||
|
||
Всего комментариев: 0 | |