|
25 апреля 1975 года – день подъема Государственного флага на атомном ледоколе «Арктика», первом покорителе Северного полюса, судне, награжденном орденом «Октябрьской Революции».
Первенец гражданского атомфлота атомоход «Ленин» продемонстрировал надежность и безопасность судовой атомной энергетики. На втором этапе развития отечественного атомного ледокольного флота в строй вступил атомоход «Арктика». Его эксплуатация подтвердила экономическую целесообразность использования ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на судах. Высокая надежность ЯЭУ, неограниченность районов плавания во время навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей их работы. А в итоге затраты на перевозку грузов по Северному морскому пути уменьшились благодаря увеличению грузоподъемности транспортного флота, ускорению движения судов, расширению навигационного периода вплоть до круглогодичного в Западном районе Арктики. Внедрение комплексной автоматизации управления ЯЭУ позволило исключить либо существенно сократить постоянные вахты в машинных отделениях. Опыт эксплуатации ЯЭУ и высокий уровень профессиональной подготовки персонала для атомных судов позволили уменьшить численность обслуживающего персонала на ледоколах типа «Арктика» практически в два раза по сравнению с численностью первого экипажа атомохода «Ленин».
У корабля, как у человека, своя неповторимая судьба. Атомоходу «Арктика», видимо, на роду писано быть первым. 17 августа 1977 года экспедиция на борту ледокола ошеломила мир, подстать Юрию Гагарину в космосе атомоход впервые прошел сквозь льды на Северный полюс. Весь экипаж был награжден орденами и медалями, а капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер АППУ Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции – министр Морского флота СССР Т.Б. Гуженко. Впоследствии рейсы атомоходов на вершину планеты совершались неоднократно, а сейчас стали обыденными в практике работы ледоколов.
В конце 1983 года экипажу «Арктики» выпало серьезное испытание на прочность. Караваны судов отечественного торгового флота, казалось, безнадежно застряли во льдах. Сложилась экстремально тяжелая ситуация, которая случается раз в столетие. «Арктика» пробилась в восточный район Северного морского пути и вывела из ледового плена Айонского массива не только транспортные суда, но и ставшие в одночасье беспомощными дизель-электрические ледоколы.
Атомоходу «Арктика» принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с мая 1999 г. по май 2000 г. он отработал ровно год без захода в порты. Моряками была продемонстрирована высочайшая надежность судна на 25-м году своей эксплуатации (таков был проектный срок эксплуатации атомохода).
К середине 90-х годов вопрос завершения эксплуатации ледокола в соответствии с проектными сроками ставился все чаще. Но именно в это время родилась программа продления ресурса действующих и уже изрядно потрудившихся на трассах Северного морского пути атомных ледоколов. Эта программа – одно из важнейших направлений обеспечения устойчивого функционирования Севморпути, ее решение принципиально важно для государства и Мурманского морского пароходства, в чьем доверительном управлении находится гражданский атомный флот России. Отчасти это решение было вынужденным, поскольку кризисное состояние российской экономики не позволяло государству приступить к программе обновления гражданского атомного флота за счет строительства атомных ледоколов нового поколения.
Впервые задача по продлению ресурса атомохода была успешно решена именно на «Арктике» в 2003 году специалистами Мурманского морского пароходства в содружестве с ведущими научно-исследовательскими и проектными организациями, ремонтными предприятиями России, специализирующимися на обслуживании объектов морской атомной энергетики. Выполнение данной программы позволило продлить ресурс реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов), и он может осуществлять проводки судов на трассе Севморпути еще в течение 5-7 лет с момента продления. Таким образом, благодаря работам на «Арктике» было убедительно доказано, что и на других судах атомного гражданского флота можно провести аналогичные работы. Это позволит надежно сохранить атомный ледокольный флот, а, значит, и позиции России в Арктике.
В том же 2003 году атомоход «Арктика» был оборудован системой физической защиты для предотвращения несанкционированного проникновения на борт судна и в его помещения. Этот проект осуществлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 года «Об утверждении правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов» и на основе межправительственных соглашений России с Норвегией, Швецией, Великобританией и США.
25 апреля, день юбилея «Арктики», экипаж ледокола встречает на трудовом посту, осуществляя проводки судов на трассе Северного морского пути.
Год сдачи в эксплуатацию – 1975
Место постройки – Санкт-Петербург (Ленинград), Балтийский завод.
Технические характеристики
атомохода «Арктика»:
Длина max - 148 м,
Ширина max – 30 м,
Водоизмещение – 23000 т,
Пропульсивная мощность – 54 МВт,
Скорость хода по открытой воде – 20 узлов,
Ледопроходимость – 2 м.
[ Получить прямую ссылку на новость ][ Скрыть ссылки ]
|
|