|
«Дружба»
Каждая из морских держав в свое время и по-своему прощалась с коммерческим парусом. Расставались без сомнений и сожалений, руководствуясь известным принципом: «с глаз долой из сердца вон», иногда даже поспешно. Так в предвкушении новой мебели торопливо избавляются от старой. Исчезли сами суда, уничтожались их чертежи, одновременно росла самонадеянность, хорошо уживающаяся с невежеством. Но уже через короткий срок стало ясно, что память наша не так крепка (а чертежи как ненужный мусор кто-то уничтожил) и что несколько кадров кинофильмов, одна - две книги (без чертежей и размерений), разрозненные, часто «анонимные» фотографии не позволяют воссоздать ту или иную страницу истории.
ПАРУСНИКИ ТИПА «ДРУЖБА»
Фрегат «Дар Млодзежи» построен в 1982 г. на деньги, собранные населением ПНР. В свое время на деньги, собранные жителями Поморья (Pomorze), был куплен «Дар Поможа».. Польские журналы и газеты, а вслед за ними и наша пресса «Дар Поможа» и «дар Млодзежи» называют фрегатами. Между тем все словари, да и прочая морская литература, имеющаяся на русском языке, трактуют термин «фрегат» как ранг боевого корабля, следующего за «линейными» (см. сочинения В. В. Вахтина, К: С. Моркотуна, И. Сморгонского, К. И. Самойлова, Г. Нойкирхена, О. Курти Интересно, что старые русские фрегаты и новомодные польские учебные суда имели и имеют полное парусное вооружение, все мачты несли и несут прямые паруса, т. е. «корабельное» вооружение. Поэтому правильнее было бы писать «корабль ,,Дар Поможа”», «корабль ,,Lар Млодзежи”». Но мы вслед за польскими коллегами будем писать «фрегат». Заметим, что среди построенных в течение последних ста лет парусников 95% приходится на барки и лишь 5% на «корабли». В 1983/84 г. фрегат «Дар Млодзежи» совершил семимесячный рейс. Этот поход начался 22 июля на Балтике, целью похода было посещение Японских островов и участие в международном слете парусных кораблей «Осака Уорлд Сейл-8З». Курсантам пришлось провести в океане очень длинный семестр, во время которого они обязаны были вести палубные работы и работу с парусами. Прямо на борту судна для них были организованы занятия по математике, навигации, теории корабля, связи и английскому языку. Руководители практики остались довольны своими подопечными, в восторге были и будущие морские специалисты, которые воочию познакомились с морем, морской службой, да и с географией мира. Один сказочный порт сменял другой: Лиссабон, Сингапур, Осака, Йокохама, Находка, Шанхай, Порт-Саид, Джибути, Коломбо, Манила, Пинанг, Роттердам. Крепость духа курсантов испытала и стихия. В районе Филиппинских островов парусник оказался в зоне действия тропического урагана. Своевременное изменение курса позволило избежать зоны сильнейших ветров. При прохождении Тайваньского пролива парусник был застигнут уже набравшим силу тропическим возмущением тайфуном. Здесь пришлось прибегнуть к старинному правилу: «Забудь курс, куда идешь, и думай лишь, как разойтись с губительным вихрем». Под одним только парусом судно, окруженное внушительными волнами, двигалось со скоростью 10—11 уз. Маневр расхождения с тайфуном удался.
Хорошо показало себя судно в Осаке. Парусников там собралось не очень много, сказалась удаленность Японских островов от Европы, а именно европейские экипажи обычно задают тон на подобных встречах. Но знаменитости были: из Колумбии прибыл прекрасный барк «Глория», из Индонезии — баркентина «Деварутжи», из Мексики — «Куатемок». Все были рады видеть парусник «Сагреш-II» под португальским флагом. Из Гонконга прибыло маленькое учебное судно «Джи Фанг». Конечно же, на встрече присутствовали четырехмачтовые барки хозяев: «Кайво мару» и «Ниппон мару» и миниатюрная «Синара». Организаторы встречи сделали все от них зависящее, чтобы гости чувствовали себя наилучшим образом. Так, даже кранцы пирсов и буксиров, помогавших при швартовке парусных судов, были обтянуты белой тканью, чтобы черная резина не оставила полос на их белоснежных бортах.
Событиями слета был парад парусных судов, предварявший 100-мильные гонки. Сигналом к началу парада был условный удар в корабельный колокол на флагманском корабле «Ниппон мару», произведенный мэром города Осака. Зрителей собралось очень много, журналисты называли цифру 200 тыс., человек. По удару колокола суда, построенные в кильватерную колонну, в одно мгновение облачились в свои белоснежные парусные наряды. Вслед за этим парусники, сохраняя дистанцию, прошли перед главными трибунами, продемонстрировав все, на что они способны. Журналисты отдали предпочтение «Дару Млодзежи», которым командовал молодой, но уже достаточно опытный капитан Т. Олехнович, ученик и преемник известного капитана «Дар Поможа» Казимира Юркевича.
На третьи сутки торжеств в порту Осака был проведен польский день. «Дар Млодзежи» посетили с официальным визитом городские и военно-морские власти. Накануне польские моряки восхищались гостеприимством хозяев. Теперь появилась возможность показать с лучшей стороны и себя. Десятидневное пребывание в Японии стало для польских курсантов праздником. На обратном пути, когда «Дару Млодзежи» оказался неподалеку о экватора, было принято решение на короткое время уклониться от генерального курса и пересечь нулевую параллель, что должно было сопровождаться неизбежной встречей с Нептуном Праздник Нептуна мореплаватели отмечают с давних времен. А сохранился он потому, что в условиях длительных и изнурительных плаваний, когда вокруг только океан, очерченный горизонтом, когда ежедневно встречаешься со своими постоянными соплавателями, от которых некуда уйти или спрятаться, экипажу необходима разрядка. Вот и отмечают пересечение экватора как этапный момент в переходе судна из одного полушария в другое, вспоминая о морском владыке, от которого некогда «зависел» успех плавания. Сценарий встреч с Нептуном почти без изменений дошел до наших дней, и сегодня новички на судне ждут этого события с большим интересом. Обряд морского крещения запоминается надолго, а рассказов об этом празднике хватает моряку до самой старости. С приближением к экватору весь экипаж приглашается на ютовую палубу, а участники представления собираются под полубаком для гримировки и переодевания. В момент пересечения экватора вахтенный штурман оповещает всех троекратным сигналом судового тифона торжество начинается. Нептун со своей супругой Амфитритой появляется в сопровождении свиты: писаря с огромной папкой «дело № ...», эскулапа в белоснежном халате с непомерной величины стетоскопом и термометром метрового размера, скальпелем, парикмахера с ведром, наполненным мыльной пеной, и огромными бритвой, ножницами и расческой на ремне через плечо, флейтиста, барабанщика. далее следуют чины рангом пониже: прелестные русалки, нереиды, сирены и черти с чертенятами, вымазанными смесью сажи с вазелином. Командир корабля встречает Нептуна на шканцах самом почетном месте на парусном судне. Нептун трижды ударяет трезубцем о палубу и вопрошает: «Какой корабль? Какой державы флаг несете? Куда держите путь и зачем?» Командир рапортует ему и вручает судовую роль (список команды) с пометками у фамилий тех, кто пересекает экватор впервые. Морской царь сообщает, что он давно наслышан о морских подвигах моряков, просит представить ему новичков и милостиво дает разрешение на продолжение рейса с пожеланием благоприятных ветров и удачи в походе. С этого момента на корабле начинается подлинное светопреставление. Черти и чертенята с воем и визгом устремляются в толпу зевак, выхватывая свои жертвы из числа «некрещеных», попутно мажут своим ядовитым гримом окружающих. Новички убегают, прячась от чертей, но им от них не уйти. Жертву волокут к Нептуну. Писарь проверяет ее имя по писку и передает эскулапу, который, в свою очередь, переправляет брадобрею и, наконец, новичка бросают в «соленую купель». Такая суматоха длится около часа, после чего наступает время «отмывки» от следов встречи с чертями и брадобреем. Затем командир приглашает Нептуна и его свиту к столу с обильным угощением. Поздно вечером под тропическим небом цвета черного бархата в торжественной обстановке вручаются грамоты всем участникам перехода экватора. Поход завершился 23 февраля 1984 г. Итоги рейса показали, что корабль, его экипаж и курсанты справились с поставленной задачей. Парусник в условиях очень серьезного рейса продемонстрировал надежность, способность следовать воле моряков, им управляющих. Это стало весомым аргументом в переговорах о постройке серии из пяти парусников для нашей страны. Сегодня в ПНР по типу парусника «Дар Млодзежи» построены для СССР парусники «Дружба» (для ОВИМУ), «Мир» (для ЛВИМУ), «Херсонес» (для Черноморского отряда учебных судов), спущен на воду и достраивается парусник «Паллада» (для ДВИМУ), «Надежда» (для Высшего морского училища им. Г. И. Невельского Ниже мы рассмотрим технические характеристики судна, которые любезно предоставил нам заслуженный капитан-парусник А. А. Чечулин, страстный собиратель всего, что имеет отношение к парусам, участник разработок проектов этих судов. Часть сведений почерпнута нами из польского морского журнал «Може».
характеристики парусника «Дружба». длина корпуса, м 94,8 длина между перпендикулярами, м 79,4 Ширина на миделе, м 14,0 Высота борта до верхней палубы, м 10,95 Высота до палубы переборок, м 7,8 Средняя осадка от основной, м 6,0 Водоизмеiцениё при расчетной осадке, т 2946 Число Врюса 3,8 Мощность вспомогательного двигателя, кВт 2Х564 Скорость на испытаниях при 85%-ной мощности, уз 11 Автономность плавания, сут 45 Экипаж, чел 50 Число преподавателей б Число курсантов 144
Судно строилось под надзором Польского Регистра судов по правилам, согласованным и одобренным Регистром СССР на класс КМ1F, как учебный парусник, но может использоваться и как туристическое и как научно-исследовательское судно. По своим техническим данным оно соответствует требованиям всех современных международных конвенций, в том числе по безопасности мореплавания, предотвращению загрязнений морскими судами, правил прохождения Кильского и Суэцкого каналов и др. Район плавания почти неограниченный, за исключением приполярных зон. Судно однокорпусное, трехмачтовое, трехпалубное. Рангоут, такелаж и паруса обслуживаются вручную. Три непрерывные палубы имеют седловатость, верхняя палуба — нормальную погибь бимсов. Корма транцевая с ахтерштевнем открытого типа из листовой стали. Форштевень типичный для парусных судов клиперского типа. Бушприт круглого сечения архитектурно скомпонован как продолжение тянущегося вперед и вверх корпуса. На верхней палубе размешены три одноярусные рубки. На кормовой рубке, имеющей «крылья», вынесенные к бортам, размещен ходовой мостик. Судно имеет полное парусное вооружение. Площадь парусов судов, продолжающих серию, будет на 10% меньше площади парусности судна «Дар Млодзежи» (2963 м2 — у следующего судна серии) Площадь отдельных парусов приведена ниже. Площадь парусов, м2, парусника «Дружба» Летучий кливер 64,3 Вом-кливер 71,3 Кливер 72,5 Средний кливер 79,3 Фор-стень-стаксель 71,7 Фок 201,5 Нижний фор-марсель 111,8 Верхний фор-марсель 113,1 Фор-брамсель 114,2 Фор-бом-брамсель 111,5 Грот-стень-стаксель 120,0 Грот-брам-стаксель 78,0 Грот-бом-брам-стаксель 72,0 Грот 201,5 Нижний грот-марсель 111.8 Верхний грот-марсель 113,1 Грот-брамсель 114,2 Грот-бом-брамсель 111,5 Крюйс-стень-стаксель 67,2 Крюйс-брам-стаксель 60,4 Крюйс-бом-брам-стаксель 58.2 Нижний крюйсель (нижний крюйс-марсель) 100,8 Верхний крюйсель (верхний крюйс-марсель) 91,2 Крюйс-брамсель 106,6 Крюйс-бом-брамсель 75,7 Бизань 154,0 Всего 2647,0
В рангоутном хозяйстве судна много новинок и интересных деталей. Польские мастера наконец-то отказались от традиционного способа сочленения мачт с их продолжением — стеньгами всех степеней. Оставлены (и не только в качестве символики) марсовые площадки, марсы, салинги и брам-салинги. Но полностью устранены эзельгофты, чиксы, краспицы, шлагтовы и другие атрибуты крепления мачт и прочего, к ним относящегося. Мачты стальные сварные, состоят из двух частей с модифицированным фланцевым соединением. Их характерные размеры и толщины выбраны в соответствии с правилами Германского Ллойда, сохраняющими силу в части рангоута с 1905 г. Все мачты наклонены в корму под одинаковым углом (2°) к вертикали. Высота мачт в сборе от КВЛ следующая: фок-мачты — 49,2, грот-мачты — 49,5 и бизань-мачты — 48,4 м. В отличие от традиционных парусников прямого вооружения на судне отсутствуют подъемные реи. Они стационарно закреплены на бейфутах и могут при помощи брасов свободно вращаться по горизонту. Весь стоячий такелаж стальной жесткий. Бегучий такелаж — в основном из синтетических тросов. Рулевая электрогидравлическая машина обеспечивает перекладку руля от 35° одного борта до 35° другого за 28 секунд. Руль балансирный, пустотелый. Якорное и швартовное устройства оборудованы на базе электрического брашпиля, имеющего две швартовные турачки. Якорь поднимается со скоростью 10 м/мин при глубине. 100 м. Имеются три якоря Холла массой по 1500 кг, один из них — запасной. В корме установлен швартовный шпиль. Расположение швартовных кнехтов киповых планок и роульсов обычное судовое. На судне 4 спасательные пятидесятишестиместные шлюпки и 12 десятиместных спасательных плотиков, размещенных на верхней палубе в пластмассовых контейнерах с гидравлическими размыкателями. Жилые, служебные и хозяйственные помещения расположены на верхней и главной палубах и твиндеке. В состав жилых помещений входят: отдельный салон, каюта капитана с кабинетом, спальней, санузлом; одноместная каюта с изолированным санузлом для старшего помощника капитана; 5 одноместных кают с санузлами для старшего командного состава, 10 одноместных кают для среднего командного состава; 14 двухместных кают для рядового судового состава. Для курсантов предусмотрено 12 двенадцатиместных кубриков. Помещения командного состава находятся на главной палубе и в кормовой части твиндека, помещения команды — в средней и носовой частях твиндечной палубы. На главной палубе расположены жилые кубрики курсантов, отсек медицинской службы, кают-компания курсантов и учебные классы. На твиндечной палубе находятся санитарные и хозяйственные помещения, кладовые, мастерская, такелажная, тросовая, камбуз и помещение отдыха команды. В трех рубках предусмотрены штурманская рубка с походной каютой капитана или лоцмана, радиорубка с мастерской по ремонту радиоаппаратуры, а также учебная штурманская рубка. Машинное отделение оборудовано двумя дизелями по 564 кВт в помощь парусам. Они замыкаются на одноступенчатый редуктор. Гребной винт — регулируемого шага; в целях уменьшения сопротивления при движении под парусами его лопасти могут быть развернуты во флюгерное положение. Парусным судам Дружба, Мир, Херсонес, Паллада и последнему, еще живущему в заводских чертежах, предстоит плавать в следующем веке! Какими будут эти плавания, кто будет управлять судами, кого они будут учить, покажет время.
[ Получить прямую ссылку на новость ][ Скрыть ссылки ]
|
|