1. Авангард - (от фр.avant - впереди и garde - страж) - часть войск, выдвинутая в походе вперед, с
целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для
развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.
2. Авизо - (от итальянского "avviso" - уведомление) - небольшой корабль, применявшийся для
разведки и посыльной службы в XVIII-XIX вв.
3. Адмиралтейство - 1) в XVIII-XIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где
сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады; 2) орган управления флотом.
4. Адмиралтейский якорь - якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах
треугольные лапы, и штоком, - укрепленным на верхней части веретена в плоскости,
перпендикулярной плоскости рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1352 году
после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных
Британским адмиралтейством.
5. Артель - объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации
питания из общего котла, либо за счет положенных им на продовольствие денег. Хозяйством
артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался
старшим офицером корабля.
6. Арьергард - (от фр. arriere - задний) - тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей,
следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.
7. Ахтерштевень (голл. achtersteven, achter - задний, steven - штевень, стояк) - брус,
составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.
8. Бак -(голл. bak) - надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше
называли носовую часть верхней палубы (спереди фок - мачты). Служит для защиты верхней
палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения
служебных помещений и т.д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приема пищи
команды на корабле.
9. Бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы,
шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.
10. Баллер - ось вращения руля, скреплённая с пером руля.
11. Банка - деревянная доска, служит для сидения гребцов, а также для укрепления бортов судна
от сдавливания.
12. Барабан шпиля - вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или
швартовного троса.
13. Бархоут - утолщенные пояса наружной обшивки деревянных судов.
14. Бейфут - кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в
обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.
15. Бензель - перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым
тросом, то называется найтовом.
16. Беседка - деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме
людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.
17. Бизань - косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к
гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом. Слово ""бизань"" прибавляется к
названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте.
Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые
паруса. Тогда рей будет называться ""бегин-рей"", а к деталям рангоута, находящимся выше
марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово ""крюйс"".
18. Бикгед - переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
19. Битенг - деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.
20. Бимсы - поперечные балки, соединяющие противоположные ветви шпангоутов и придающие
судну поперечную прочность. Служат также для поддержания палуб.
21. Блинд - прямой парус на блинд-рее под бушпритом.
22. Блоки - простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения
направления хода тросов при их тяге.
23. # Блокшив - корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и
т.д.
24. # Боканцы - старинное название шлюпбалок.
25. # Бом - слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу,
принадлежащим к бом-брам-стеньге
26. Бонавентур мачта - четвертая мачта, располагалась на корме за бизань-мачтой и несла
латинский парус.
27. Борт - бок, боковая стенка судна.
28. Боцман - (голл.- bootsmann) - старший из палубной команды судна.
29. Брам - слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к
брам-стеньге.
30. Брамсель - прямой парус, подымаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от
принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте -
фор-бом-брамсель, на грот-мачте - грот-бом-брамсель и на бизань-мачте -
крюйс-бом-брамсель.
31. Брандвахта - (нем. brand - огонь, wacht - караул) - корабль, несущий сторожевую службу у
входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь.
Брандскугель (от нем. Brand - пожар, Kugel - ядро) - зажигательный снаряд корабельной
гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями,
начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX
века.
32. Брандер - небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или
торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и
предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при
сцеплении с ними вплотную.
33. Брасы - снасти бегучего такелажа, служащие для поворота реев в горизонтальной плоскости.
Брасы получают соответствующие приставки от названия реев, к которым они крепятся:
например, гротбрасы
34. Брашпиль - машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.
35. Брейд вымпел - широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами
соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.
36. БРТ - Брутто - регистровая тонна. 1 БРТ = 2,83 куб.м. (100 англ. куб. футов). Применяется для
измерения вместимости судна.
37. Бугель - плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям
частей такелажа.
38. Буйреп - трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим
поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.
39. Булинь - снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого
пapyca.
40. Бушприт - наклонная мачта, выдающаяся с носа судна. Бушприт служит для отнесения центра
парусности от центра тяжести судна. На больших кораблях бушприт был составным:
продолжение бушприта составлял утлегарь, а продолжение утлегаря - бом-утлегарь.
41. Ванты - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам-стеньги.
Расположены с боков и сзади мачт.
42. Ватервейс - толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего
судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.
43. Ватерлиния - линия на корпусе, отмечающая уровень погружения судна в воду.
44. Веретено якоря - массивньй стержень, к нижней части которого прикреплены pora
адмиралтейского якоря или лапы втяжного.
45. Верп - вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия
судна с мели путем его завоза на шлюпках.
46. Верфь - (голл.- werft) - место постройки судов.
47. Взять Рифы - уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть
риф-штертами у косых и шлюпочных пapycов; подбирая парус кверху и прихватывая его
риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.
48. Водоизмещение - количество вытесненной плавающим судном воды. Одна из основных
характеристик судна.
49. Вымбовка - деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.
50. Вымпел - (голл. - wimpel) - длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного
корабля, находящегося в кампании.
51. Выстрел - горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой
перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для
посадки в шлюпки членов экипажа судна.
52. Гавань - (голл. - hafen) - защищенное место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.
53. Гак - стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок,
груза и для буксировки.
54. Галета - сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного
парусного флота при отсутствии хлеба.
55. Галс - курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, то говорят, что судно идет
левым галсом, если в правый - то правым.
56. Гальюн - свес в носовой части парусного судна, по бортам которого устраивались отхожие
места для команды.
57. Гардель - снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для
подъёма нижних реев или гафелей.
58. Гафель - рангоутное дерево, подвижно укрепленное на мачте под углом. К гафелю
пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса.
59. Гафельный парус - косой парус, крепившийся к гафелю.
60. Гельмпорт - отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше
гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.
61. Гик - горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над
палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя
шкаторина косого пapyca.
62. Гинцы - небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.
63. Гитовы - снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей. Гитовы
прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают
парус к гафелю и мачте.
64. Гордень - снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.
65. Грот - 1. Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей. 2. Прямой
парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею. 3.
Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса
грот-мачты.
66. Гукор - парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением
60-200 т.
67. Гюйс - В России: красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми
полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на Флагштоке на бушприте
(с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной
стоянки.
68. Гюйсшток - стойка, на которой поднимается гюйс.
69. Дедвейт (англ. Deadweight) — суммарная величина весов переменных грузов в т, то есть веса
полезного груза, перевозимого судном и характеризующего его грузоподъёмность, веса
топлива, масла, технической и питьевой воды, веса пассажиров с багажом, экипажа и
продовольствия. Дедвейт представляет собой разность между полным водоизмещением и
водоизмещением порожним. Термин дедвейт применяется только для торговых судов,
причём для чисто грузовых судов. Дедвейт при осадке под грузовую марку является
показателем размера грузового судна и его основной эксплуатационной характеристикой.
70. Дейдвуд - кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.
71. Дифферент - (фр. - difference) - разность углубления носом и кормой; если разность в сторону
углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно
имеет дифферент на нос.
72. Док (англ. - dock) - бассейн, вырытый в земле и сообщающийся с одной стороны с гаванью.
Служит для ремонта, окраски, а иногда и для строительства судов.
73. Драек - инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой
цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при
выдрайке концов.
74. Драйреп - снасть для подъема марса-рея.
75. Дрейф - (фр. - derive) - отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или
течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.
76. Дректов - якорный канат шлюпочного якоря (дрека).
77. Иллюминатор - (лат. - illuminator - осветитель) - застекленное окно на судне. Имеет круглую
или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками
или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.
78. Иол - небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В
русском военно-морском флоте конца XVIII - начала XIX века имелись военные полы,
вооруженные 1-7 орудиями.
79. Кабельтов - (голл. - kabeltouw) - мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608
футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель
на судне брался определенной, одинаковой длины.
80. Каболка - самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли,
агавы или других растений.
81. Каботаж - (фр. - cabotage) - плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при
помощи одних навигационных средств кораблевождения.
82. Калышка - петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
83. Камбуз - (голл. - kombuis) - кухня на судне.
84. Канонир - рядовой артиллерист в парусном флоте.
85. Капер - частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства
снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных
случаях и нейтральных держав.
86. Карбас - гребное промысловое судно среднего раз мера с одной мачтой, встречавшееся на
Белом море, использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта,
вмещало до 70 человек.
87. Карронада - короткая чугунная пушка.
88. Картечь - артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника
на расстоянии до 300 м. В Х-ХХвв. - снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса,
заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом
разлетались из ствола орудия.
89. Кают-компания - столовая и место отдыха командного состава корабля.
90. Каюта - (голл. - kajuit) - отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и
т. д.
91. Квартердек - кормовой участок верхней палубы.
92. Килевание - наклон судна на бок на столько, чтобы киль вышел из воды.
93. Киль - (англ. - keel)- основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в
нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из
выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль
делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с
листами, положенными горизонтально.
94. Киль-блоки - две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них
устанавливаются шлюпки.
95. Кильсон - продольный брус, накладываемый над килем поверх шпангоутов. Служит для
усиления киля и закрепления шпангоутов.
96. Кингстон -(англ. - kingston valve - заборный клапан) - отверстие с клапаном в наружной
обшивке подводной части судна для приема или удаления воды.
97. Кип - желоб на щеках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в
киповой планке, служащее для проводки троса.
98. Киповая планка - используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет
фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается
вертикальный вращающийся роульс.
99. Клевант -1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний
не затягивался. 2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой
выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых
они поднимаются.
100. Клетень - слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг
троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
101. Клетневание - особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на
тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее
шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее
концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг
троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
102. Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.
103. Клюз - отверстие в борту для якорной цепи.
104. Кнехты - парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием - плитой. Кнехты
устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для
закрепления тросов при швартовке.
105. Книпель - снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных
кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединенных между собой
железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из
употребления.
106. Кница - деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами.
107. Кноп - узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его
коренного конца.
108. Княвдигед - выступающая вперед верхняя часть форштевня, зачастую украшалась
резной фигурой.
109. Колышка - род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей
петля на тросе.
110. Комингс - вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие
грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на
судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
111. Компас - (голл. - kompass) - основной мореходный инструмент, показывает
направление стран света и направление, по которому идет судно.
112. Корабль - (гр. - karabos) - то же, что судно, т.е. плавучее сооружение для перевозки
пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных ископаемых, а также для военных
целей.
113. Корма - задняя часть судна.
114. Корсары - частные лица, действующие на хорошо вооруженных легких судах против
торгового судоходства с целью разбоя.
115. Коуш - металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок
соответствующей толщины для троса.
116. Косой парус - парус, который крепится вдоль судна.
117. Кофель-нагель - деревянный иди металлический стержень с рукоятью на верхнем
конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего
такелажа.
118. Кофель-планка - деревянный или металлический брус с отверстиями для
кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
119. Крамбол - толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и
поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на
деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
120. Кранцы - плетённые из верёвок подкладки, которые кладут между судном и
пристанью, чтобы борт не попортить.
121. Крейсировать - нести дозорную службу в определенном районе моря.
122. Кренгельс - кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы,
вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на
брам-стеньги под брам-такелаж.
123. Кринолин - площадка, где размещались гребцы.
124. Крюйс - слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед
названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.
125. Крюйсель - второй снизу прямой парус на бизань-мачте.
126. Крюйт-камера - специальное помещение на парусных судах, где хранились
взрывчатые вещества.
127. Кубрик - 1. Жилое помещение для команды. 2. Название одной из палуб парусного
военного корабля, на которой жила команда.
128. Кумпанство - товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для
выполнения повинности постройки кораблей.
129. Ластовые суда - малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.
130. Легость - 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак,
наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом
флоте этим термином обозначают бросательный конец.
131. Леер - металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос,
используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т.д. Леерами
также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшбот судна, и тросы,
натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.
132. Линек - короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания
матросов в старом флоте.
133. Линия баталии - боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для
артиллерийского боя.
134. Линь - тонкий растительный трос диаметром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый
из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.
135. Лисели - дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних
сторон прямых парусов на лисель-спиртах.
136. Лисель-реек - реек, к которому пришнуровывается лисель.
137. Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и
грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.
138. Лопарь - трос, основанный между блоками или юферсами.
139. Лот - прибор для измерения глубин. По принципу устройства лоты подразделяются на
ручные, механические и зхолоты.
140. Лотлинь - линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.
141. Люверс - круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в
парусе, тенте и т. п.
142. Мантыль - кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом -
коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля
тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в
строп блока закладывают талреп, а в коуш - гак сейталей.
143. Марка - несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса
для предотвращения. его расплетания.
144. Марс - (марсовая площадка) - площадка на топе составной мачты, прикрепленная к
лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для
некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей
устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.
145. Марсель - прямой парус, второй снизу на фок- и грот-мачтах, первый снизу на
бизань-мачте.
146. Марсы - площадка на топе составной мачты, служит для разноса стень-вант и местом
работ при постановке и уборке парусов.
147. Мачта - вертикальное рангоутное дерево, служит для установки парусов.
148. Мартин-гик - рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим
ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа - утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.
149. Мателот - соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или
правым.
150. Мачта - вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов,
грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.
151. Миля Морская - морская единица длины, применяемая для измерений на море,
равная 1852 м. Cтарая русская миля равнялась 7.468 м.
152. Морская Сажень - 6 футов (1.83 м).
153. Мортира - Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12
калибров.
154. Мусинг - кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.
155. Набор судна - каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных
связей.
156. Нагель - гвоздь, которым скрепляют части деревянных судов.
157. Нактоуз - ящик или шкалик, на котором укреплен компас.
158. Неф - старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным
кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных
кораблей.
159. Нок - концы реев, гиков, гафелей, бушприта и утлегаря.
160. Обводы - внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим
чертежом.
161. Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в
верхней своей части.
162. Огон - кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно
снасть надевается на рангоутвое дерево.
163. Октан - угломерно-отражательный мореходный инструмент.
164. Оплетка - конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от
развивки. Обычно оплетками разделываются концы всего бегучего такелажа кроме того,
оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.
165. Орудийный Расчет (орудийная прислуга) - личный состав, обслуживающий
артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.
166. Осадка Судна - отстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей
части судна.
167. Отдать Конец - отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить
его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.
168. Отсеки - внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными
или продольными водонепроницаемыми переборками.
169. Оттяжка - трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая
стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.
170. Планширь - брус, ограничивающий фальшборт судна в его верхней части.
171. Прямой парус - парус, который при помощи реев укреплен поперек судна.
172. Рангоут - комплект приспособлений для постановки и несения парусов. К рангоуту
относятся: мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприты, утлегари, лисель-спирты, выстрела.
173. Рей - круглое веретенообразное рангоутное дерево, равномерно сужающееся к обоим
концам (нокам). Крепятся к мачтам и несут на себе паруса. Реи принимают название в
зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а также от местоположения на судне.
174. Румпель - рычаг, насаженный на голове руля и служащий для его перекладки.
175. Салинг - деревянная или стальная конструкция, служащая для соединения стены и с ее
продолжением в высоту - брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в
стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев
- лонга-салингов двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев - краспиц и
короткого бруса, параллельного краспицам, - чака.
176. Свайка - железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит
для пробивания прядей троса и других такелажных работ.
177. Свистов - тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в
гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в
случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того,
чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за
свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.
178. Сей-тали - тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками.
Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.
179. Скоба якоря - скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для
крепления к якорю цепного каната.
180. Слабина троса - провисание, излишек нетуго натянутой снасти.
181. Сплесень - соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение
оборванного троса.
182. Стаксели - косые паруса треугольной формы.
183. Стапель - сооружение для постройки судна и спуска его на воду.
184. Стень-бакштаги - снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.
185. Стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением мачты вверх. В зависимости от
принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на
фок-мачте - фор-стеньга, на грот-мачте - грот-стеньга и на бизань-мачте - крюйс-стеньга.
186. Стень-ванты - снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с
боков и чуть сзади.
187. Стоячий такелаж - такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.
188. Стравливать - ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.
189. Стрела грузовая - приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из
дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.
190. Стренди - составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы.
Стренди свиваются из прядей, пряди - из каболок, а каболки - из растительных волокон или из
проволоки.
191. Стрингеры - продольные балки набора корпуса судна. В зависимости от
местоположения различают днищевые, скуловые, бортовые и палубные стрингеры.
192. Строп грузовой - приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране.
Изготовляется из растительных или стальных тросов.
193. Схватка - временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или
шкимушгара.
194. Такелаж - все снасти на судне. Делится на бегучий и стоячий такелаж. Стоячий такелаж
поддерживает мачты, бегучий - служит для подъема и управления реями.
195. Тали - грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и
неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен
неподвижно у одного из блоков.
196. Талреп винтовой - приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса,
лееров и т. п.
197. Таран - 1) выступ в подводной части корабля гребного флота. 2) тактический прием
морского боя - удар в борт судна противника своим тараном, в результате которого
образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя.
198. Тимберовка - капитальный ремонт парусного судна.
199. Травить - выпускать, ослаблять трос или снасть.
200. Трап - так называют на кораблях все лестницы, где бы они ни находились и какой бы
они ни были конструкции.
201. Трап-балка - балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная
талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.
202. Трекатр - небольшое парусно-гребное судно, встречавшееся в бассейнах
Средиземного и Черного морей. В военное время использовались для перевозки войск.
203. Тренд - место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского
якоря.
204. Тренцевание - особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго
растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким
тросом, носящим название "трень", чтобы заполнить ими углубления (борозды) между
прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла
вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы
воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.
205. Тросы - общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от
материала тросы бывают: стальные, растительные - из волокон трав и растений (пеньковые,
манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и
растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые,
перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для
буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для
крепления предметов на корабле, такелажных работ и др.
206. Тяжеловес - 1. Грузовое место массой 10 т. и более. 2. Грузовая стрела для подъема
грузов массой более 10 т.
207. Топ - верхний конец любого вертикального рангоутного дерева - мачты, стеньги и.т.д
208. Топенанты - снасти бегучего такелажа, поддерживающие реи, гики и выстрелы. В
зависимости от принадлежности к тому или иному рею получают соответствующие приставки:
фок-топенант и.т.д
209. Транцевая корма - корма в виде плоского среза.
210. Трюм - внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.
211. Узел - единица скорости судна, соответствующая одной миле в час (1852м).
212. Усы - приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке
гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с
мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты
тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.
213. Шаутбенаит (от гол. schaut bej nacht - ночной наблюдатель) - адмиральский чин в
русском Флоте в первой половине XVIII века: соответствовал чину контр-адмирала. В походе
находился на головном корабле и следил за обстановкой.
214. Швартов - растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у
причала (швартовный трос).
215. Швартовка
-
подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу,
стенке или набережной, или к другому судну.
216. Швартовное Устройство
-
шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр.,
предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна.
217. Швиц-сарвень-строп
-
строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под
марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.
218. Шитик
-
небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты
ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.
219. Шканцы
-
кромка паруса, обшитая ликтросом.
220. Шкаторина (от голл. ""schavot"" - стеллаж) - широкие доски, уложенные горизонтально
вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартер-дек или шканцы.
221. Шкафут (от голл. ""schavot"" - стеллаж) - широкие доски, уложенные горизонтально
вдоль бортов парусного судна. Служили для прохода с бака на квартер-дек или шканцы.
222. Шкентель
-
короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или
груза.
223. Шкентель С Мусингами
-
растительный трос, на котором через каждые 30 - 40
сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку,
стоящую под выстрелом.
224. Шкентросы
-
короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у
малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.
225. Шкив
-
колесо, сделанное из металла или бакаута,- насаженное на ось и имеющее по
наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.
226. Шкимушгар
-
однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из
двух или трех каболок.
227. Шкот
-
снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого
паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в
желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти,
закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.
228. Шлаг
-
петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.
229. Шлагов
-
железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания
её на месте.
230. Шлюпбалки
-
стальные либо деревянные прямые ил изогнутые балки с талями,
укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.
231. Шпангоут
-
ребро судового остова. На деревянных судах делаются из деревьев,
имеющих уже естественную кривизну; на металлических - из угольников, приклепанных к
обшивке.
232. Шпиль
-
большой ворот с верти
Морской словарь |